Казалось бы вопрос о датировке написания книги Апокалипсис не является первостепенным на первый взгляд,ведь по мнению многих важна не дата,а ее суть и содержание. Однако есть две точки зрения по проблеме датировки самой загадочной и неоднозначной книги всего НЗ. Одна традиционная гласит согласно церковной традиции,что апостол Иоанн написал ее будучи сосланным на острове Патмос в царствование императора Домициана около 95-96 года н.э. Другая ставит под сомнение традиционную датировку книги,и дает версию о более раннем ее написании,до разрушения Иерусалима римлянами в 70 году н.э,помещая ее в самое начало гонений христиан начавшееся при императоре Нероне в 64 году н.э. Если это так,то предстоящее топтание святого Иерусалима и предсказанный срок бедствий в 3,5 года можно полностью соотнести к событиям 66-70 годов н.э. и становится несостоятельным тот традиционный аргумент,что поскольку Апокалипсис был написан через 25 лет после падения Иерусалима,и там говорится о событиях которым надлежит быть еще позднее(Откр 1:3) в будущем(вскоре),то апостол не мог писать о буквальном городе и всей трагедии с ним связанным,о великой скорби,которую Христос обозначил как идущую на жителей Иудеи (Мф 24:14-22),причем по видом пророчеств о будущем.
Пока выделю пару мыслей от себя: церковные предания засвидетельствованные христианскими апологетами от конца II века н.э.(говорящие о написании Апокалипсиса в царствование Домициана) вещь довольно зыбкая,к тому же они они например говорят о том,что евангелие от Матфея было самим ранним в тексте НЗ в то время как большинство современных исследователей и библеистов говорят о несомненном первенстве Марка и склонны рассматривать текст от Матфея(современный его греческий вариант) написанным позже 70 года н.э. Также факт ссылки на Патмос апостола Иоанна и написание там им Откровения в 96 году н.э.хронологически сложно воспринимается привязанным к царствованию Домициана,поскольку по свидетельству Викторина(III век) он был сослан кесарем на остров для работы в шахтах. Довольно затруднительно представить себе дряхлого(уже за 80 или под 90 лет) Иоанна работающего в шахте. Это далеко не единственные доводы в пользу более ранней датировки написания Апокалипсиса. Остальные можно подробней рассмотреть позже в теме.
Итак,какая датировка кажется вам более логичной, и действительно ли ее так важно точно установить для толкования книги на ваш взгляд?
_________________ Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством. (Роберт Куиллен)
|