Почему мы не помним прошлые жизни?
В начале мы представим основные философские объяснения нашему забвению, а затем рассмотрим технические подробности с точки зрения Ведической психологии, которые помогут раскрыть этот вопрос более глубоко.
Прежде чем говорить о том, почему мы забываем прошлые жизни, зададим более широкий вопрос: «А почему мы вообще забываем что-либо?» Веды утверждают, что забвение или потеря памяти происходит в результате контакта с материей. «Не освободившись от материальной скверны, нельзя узнать прошлое, настоящее и будущее».[1]
Сама необходимость вспоминать указывает на очень простой факт: мы забываем. Если я не забыл, то зачем вспоминать? Я уже это знаю, я уже это помню.
Это значит, что нет ничего удивительного в том, что мы забываем что-либо. Ограниченные живые существа знают и помнят ограниченный объем информации. Остальное мы забываем. Что здесь удивительного? Наоборот, удивительно то, что человек может помнить какие-то события далекого прошлого. Забвение естественно для существ, обусловленных материальными телами.
В духовном мире душа обладает вечнымм знанием. «Вечное знание» означает, что с течением времени знание не утрачивается. Освобожденная душа может «забывать» и «вспоминать» что-либо только для того, чтобы участвовать в играх Верховного Господа и своим «незнанием» и «забвением» чего-либо доставлять Ему удовольствие. Во всех иных случаях душе нет необходимости «вспоминать», т.к. она уже наполнена знанием, которое не подвержено уничтожению. В духовном мире время не действует разрушающим образом. Совсем иначе дела обстоят в материальном мире.
Многие люди на своем опыте знают, что чем дальше мысленно уходить в прошлое, тем труднее что-либо вспомнить. Мыслеобразы прошлого тускнеют, затуманиваются, и затем окончательно пропадают. Человек может силиться вспомнить что-либо, но «на память ничего не приходит».
Обусловленность материальным телом подразумевает, что все наши способности как души, в том числе и память, ограничены временным телом. Время идет, тело постепенно меняется, и память, если ее не поддерживать, также естественным образом исчезает.
Строго говоря, память – это функция тонкого тела. Но в случае обусловленной души функционирование тонкого тела, т.е. работа ума и разума, тесно зависит от состояния грубого тела. В чем состоит эта зависимость? Чандогья Упанишад утверждает: «Когда пища чиста, ум также становится чистым; когда ум чист, память становится твердой».[2] Здоровое состоние психо-физического организма является предварительным условием для обладания хорошей памятью.
Способность помнить зависит от состояния грубого тела еще и по другой причине. Дело в том, что материальный ум сильно привязан к грубому телу. Из-за этой привязанности расстройства в теле огорчают ум, что в свою очередь приводит к нарушениям памяти.
Привязанность к временному телу, а также эмоции в страсти и невежестве, такие как похоть и гнев, вводят человека в состояние иллюзии или заблуждения (на санскрите моха). В Бхагавад-Гите (2.63) говорится: «Заблуждение затмевает память». В конце Бхагавад Гиты, после того, как Арджуна выслушал это великое произведение, он говорит Кришне: «О безгрешный, по Твоей милости, я избавился от иллюзии и память вернулась ко мне.» (БГ 18.63)
Почему ум привязан к телу? Нам поможет ответить на этот вопрос один текст из Бхагавад-Гиты, который раньше мы уже приводили:
«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни.» (БГ 8.6)
Ум очень привязан к этому телу, потому что это тело создано благодаря определенному образу мысли ума в момент смерти. Другими словами, это грубое тело создано по заказу ума в последний момент нашей прошлой жизни. В Упанишдах тело сравнивается с колесницей или каретой. Говоря языком современности, наше тело можно сравнить с автомобилем. Однако, это не простое серийное «Жигули» или даже «Мерседес». Это уникальный автомобиль, сделанный по заказу. В момент смерти ум сделал заказ на особую машину тела, и этот заказ был выполнен. Известно, что особая машина, созданная по заказу, очень дорога заказчику.
Таким образом, чем больше ум привязан к телу, тем больше состояние тела влияет на работу памяти.
Если в результате духовной практики, ум становится отрешенным от материального тела, то человек обретает тесную связь со Сверхдушой. В этом случае, он не только сохраняет свою память, но и по своему желанию получает доступ к знанию прошлого и будущего.
Итак, мы рассмотрели зависимость памяти, которая является функцией тонкого тела, от состояния грубого тела. Конечно, помимо здорового состояния грубого тела существует множество других условий, необходимых для успешного запоминания и сохранения информации в памяти, но мы не будем рассматривать все эти факторы, т.к. это уведет нас глубоко в тему «Памяти» и функционирования тонкого тела вообще, что в свою очередь уместно рассматривать не здесь, а в курсе по ведической психологии.
Однако, мы укажем еще одну причину потери памяти о прошлых воплощениях – это сильная боль. Шримад-Бхагаватам описывает потерю памяти младенца из-за сильной боли при родах.
«Внезапные толчки воздуха заставляют его выйти из материнской утробы. В великих муках, вниз головой он появляется на свет, бездыханный и потерявший от сильной боли память.» (ШБ 3.31.23)
А разве ребенок, что нибудь-помнит в утробе матери? Об этом говорится так:
«Лишенный свободы передвижения, ребенок заключен в утробе матери, как птица в клетке. В это время, если судьба благосклонна к нему, он вспоминает обо всех перипетиях ста своих предыдущих жизней, и память о них причиняет ему жестокие страдания. Может ли он оставаться спокойным в такой ситуации?» (ШБ 3.31.9)
В этом тексте 2 важных момента:
1) Находясь в утробе младенец помнит о многих своих жизнях, если Сверхдуша (даива) считает нужным дать ему эту память.
2) Память о них причиняет ему страдания.
Верховная Личность Бога говорит в Бхагавад-Гите (15.15): «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение.»
Если Верховный Господь дает память, знание и забвение, почему мы мон не дает нам памяти?
«Если бы Он мне дал память, я бы, глядишь, твердо уверовал в то, что я – вечная душа. А кроме того, ведь это так увлекательно, узнать, кем я был в прошлом, что делал, как наслаждался …»
Начнем ответ, с того, что жизнь всех людей кончается одинаково. Во всех странах мира у населения 100% смертности. Кроме того, жизнь многих людей кончается крахом. Они вкладывают все свою энергию в иллюзию, питая надежды, и строя планы которым не суждено сбыться. Смерть приходит, надежды растаптываются и планы рушатся. И хуже всего – это глупые планы и низкие поступки по их осуществлению. Воспоминания обо всем этом причиняют боль.
Даже в этой жизни мы могли допустить роковые ошибки, которые затем отравляют всю нашу жизнь. Если кто-нибудь станет напоминать нам об этом, мы схватимся за голову и начнем стонать: «О, это ужасно! Я не хочу больше слышать об этом. Прекрати, я хочу забыть об этом». Хуже всего, когда нам напоминает об этом внутренний голос совести.
Определенные вещи мы сами не хотим помнить уже в этой жизни. А сколько таких дел было у нас в прошлом? Воспоминание или знание о них причиняют нам боль, которая может быть не меньше физической. Поэтому ради нашего блага, память о прошлой жизни нам недоступна.
Другая причина, по которой Верховный Господь может дать нам забвением – это проблема нашего эго. Если в прошлой жизни я был (или была – здесь уже возникает путаница) в женском теле, и умер(ла) в расцвете молодости, но в этой я получил тело мужчины, то что будет, если я буду ясно помнить свою прошлую жизнь?
Я постоянно буду путаться в том, кто я. Скорее всего мне придется обратиться к услугам психологов, чтобы они помогли мне забыть об этом наваждении, что я – красивая женщина. Если это не поможет, то прямая мне дорога в психиатрическую клинику, с диагнозом «шизофрения».
Еще более тяжелый вариант, это прошлая жизнь в теле животного. Если в прошлом вы приняли рождение в теле льва, то что у вас будет за жизнь, если вы во всех подробностях помните, как вы разрывали на клочья животных, и может быть даже людей, и чувствовали вкус их свежей крови.
Каждый хочет чувствовать себя целостной личностью. Почему? Потому что в этом заключена большая сила: внутри нет никаких противоречий, сомнений в отношении того, кто я, и чем мне заниматься. В этом случае, память о моем прошлом «я» будет подрывать мое желание быть успешной и процветающей личностью, т.е. целостным материалистом.
Таковы некоторые философские причины того, почему мы можем не помнить наши прошлые жизни.
Хотя память, знание и забвение происходит под руководством Сверхдуши, существуют тонкие механизмы того, как это происходит. В частности, Шримад-Бхагаватам (11.22.35-41) дает описание психологических процессов, в результате которых, мы полностью забываем о своих прошлых жизнях. Ниже следует пересказ этих текстов с некоторыми комментариями и заключительным выводом:
Материальный ум человека формируется последствиями его кармической деятельности. Ум вместе с пятью чувствами путешествует из одного материального тела в другое. Духовная душа, хотя и отлична от ума, следует в этом путешествии за своим умом.
Из-за последствий своей прошлой кармической деятельности, ум попадает в определенные рамки внешних обстоятельств, которые ограничивают его. Другими словами, ум ограничен тем набором чувственных объектов, которых он может воспринять или о которых он может помыслить. К последним относится, например, всевозможные райские наслаждения на высших планетах, о которых можно прочитать в Ведах.
Материалистичный ум всегда сосредоточен на этих объектах чувств. Всегда погруженный в них, ум не мыслит свое существование вне и помимо этих чувственных мыслеобразов.
Однако, в момент смерти происходит полный обрыв связи ума с внешним миром и с тем набором чувственных объектов, к которому ум так привык и так привязался. Отрезанный от всех объектов непосредственного опыта, ум испытывает потрясение и ему кажется, что он прекратил свое существование.
Затем, в соответствии с последствиями своей прошлой деятельности, ум получает новое тело и начинает ощущать новый набор чувственных объектов. Это воспринимается умом как появление на свет, как новое существование, которого раньше никогда не было. По мере того, как ум проходит через полную переориентация на новый набор объектов, кажется, что его прошлый образ мысли полностью уничтожен и сейчас с нуля создается новый ум, новая личность. На самом же деле, действует тот же самый ум, хотя и по-другому, в других условиях и обстоятельствах. Образ мысли ума, его умонастроение, его глубинные мотивы – все это сохраняется. Поэтому у каждого ребенка с самого рождения проявляется свой уникальный характер.
В результате того, что ум сначала пережил шок от обрыва связи со старым набором чувственных объектов, а затем испытал кажущееся рождение и установление связи с новым набором объектов, он теряет способность помнить свою жизнь в прошлом теле и отличать ее от жизни в новом теле.
Родившись в новом теле, ум полностью захватывается потоком приятных и болезненных ощущений, которые он испытывает в новом теле. Охваченный новыми чувствами, ум полностью забывает о том, что он испытывал в своем прошлом теле.
Полное забвение (по той или иной причине) о своем прошлом материальном отождествлении называется смертью. Рождение же – это просто полное отождествление со своим новым телом.
Когда человек спит, он забывает о своем теле, и о своем отождествлении. Во сне, он полностью принимает опыт своих сновидений за реальность. Когда нам снится сон, как правило мы не помним своего прошлого сна. Подобно этому душа (или ум), находясь в своем нынешнем теле, думает: «Я только недавно появился на свет», хотя он существовал до этого.
ВЫВОД: Из этого описания можно вывести общее правило: Чем менее интроспективен человек, т.е. чем больше его ум погружен в феерию звуков, образов и других внешних ощущений, тем быстрее он забывает о своей прошлой жизни.
Из этого правила могут быть некоторые исключения. Несмотря на мирской склад ума, человек может обладать особым благочестием или получить благословение Верховного Господа, Его чистых преданных или святых и могущественных брахманов, благодаря которым он способен помнить о своей прошлой жизни. Мистическая способность помнить свое предыдущее тело называется на санскрите термином джати-смара. (ШБ 11.22.41к)
http://vyasa.ru/philosophy/reinkarnation/?id=61